Программа воспитания для детского сада.
Государственным документом, определяющим задачи, цели и непосредственно
содержание воспитательно-образовательного процесса с детьми, находящимися в
дошкольном учреждении является «Программа воспитания для детского сада». Данная
программа предусматривает задачу воспитания всестороннего характера для
дошкольников при своем соответствии с их индивидуальными и возрастными
особенностями.
В частности Программа характеризует в целом роль детсада в качестве первой
ступени общей системы образования в обществе, а также в процессе формирования
новых людей, будущих активных созидателей коммунистического общества. Ею также
раскрываются содержание и задачи, относящиеся к образовательно-воспитательной
работе в рамках дошкольного учреждения в комплексе, а также конкретно к каждой
из существующих возрастных групп.
Здесь в частности особо подчеркивается отведенная воспитателю роль руководителя
в педагогическом процессе, которая сосредоточена на всестороннем развитии
личности дошкольников. Та жизнь, которая соответствует ежедневному
времяпрепровождению ребенка в детском саду, основана на принципах и требованиях,
установленных Программой. Она же содействует созданию благоприятных условий в
удовлетворении потребностей, касающихся общения в кругу сверстников, а также в
развитии деятельности познавательного характера, в эстетическом, нравственном и
физическом развитии.
Основные задачи, которые предусмотрены для детсада, излагаются к пояснительной
записке, прилагаемой к данной Программе. В ней произведена их конкретизация в
соответствии с каждым из возрастов (т.е. по годам).
Программой раскрывается содержание воспитания и процесса обучения детей, а также
требования, предъявляемые к конкретным уровням, достигнуть которые должен
ребенок на тех или иных стадиях собственного развития. Построена она с учетом
положений о передовой роли деятельности, которая основывается на воспитании и
последующем развитии. Примечательно, что каждый из видов деятельности ребенка
подчиняется разрешению основных задач воспитательно-образовательного процесса.
Отличной школой в воспитании нравственных характеристик, присущих для ребенка,
являются игры сюжетно-ролевого характера.
Младший дошкольный возраст диктует в качестве основного вида деятельности
игровой процесс, для старшего характерно значительное увеличение во времени,
которое определено в течение режима всего дня для труда, занятий и
самостоятельного рода деятельности. Это, в свою очередь, дает возможность
сформировать навыков, знаний и умений среди детей в том объеме, которого требует
в дальнейшем от них школьное обучение. Нынешний современный уровень развитости
теоретических основ и практики в дошкольном воспитании предполагает выработку
соответствующего подхода к каждому ребенку как к личности целостной и обладающей
всем многообразием проявлений собственных особенностей.
Процесс воспитательной работы должен характеризоваться своей комплексностью и
целостностью, а потому разработанная Программа сосредотачивает все внимание
воспитателей на необходимости глубины изучения ребенка, а также на знании
конкретных возрастных закономерностей в комплексе с индивидуальными
особенностями развития. Программой целенаправленное руководство указывается как
необходимость, причем вне зависимости от вида детской деятельности, будь то
трудовой, игровой, бытовой или учебной. В процессе данных ее видов может
происходить активнейшее усвоение умений и знаний наряду с четко определенными
формами поведения.
Программой также подчеркивается значимость той роли, которую несет в себе
детский сад при подготовке к школе детей, а также ответственности, которая
возложена на воспитателя за должное коммунистическое воспитание, за организацию
педагогического процесса и осуществление задач, которые стоят перед каждым из
дошкольных учреждений.
Выделим основные из принципов, послуживших основой Программы:
Идейность в содержании материала, предусмотренного программой, его соответствие
задачам, определенным для должного коммунистического воспитания.
Единство в воспитании и обучении.
Непрерывность и целостность, определяющие педагогический процесс обучения и
воспитания детей с младенчества и непосредственно до поступления их в школу.
Последовательность и систематичность в расположении материала, а также
постепенное его усложнение при переходе от одной группы к другой.
Принцип возрастного расположения задач частного и общего типа, определенных для
различных видов деятельности.
Постоянное воспитание вне зависимости от вида деятельности (бытовая, трудовая,
учебная, игровая).
Возвращение к пройденному ранее материалу при нахождении на уровне более
высоком.
Знание основ Программы, а также обязательное выполнение всех ее требований в
зависимости от тех или иных жизненных условий носит обязательный характер перед
каждым дошкольным специалистом.
Назад